Как научиться не только слушать, но и слышать подростка?

Пока маленький человечек не достиг еще подросткового возраста, он очень хочет рассказать своим родителям каждую мелочь, произошедшую с ним за день. Он еще не понимает важно это для них или нет потому, что для него все это имеет большое значение, все события вызывают много эмоций, которые не помещаются в сознание ребенка и потому вызывают желание поделиться абсолютно всем с близкими.

Но, спустя несколько лет проходит это прекрасное время. Ребенок все реже рассказывает о том, что чувствует и с чем знакомится. Становится более закрытым от взрослых. Он постепенно понимает, что его проблемы мало кого могут заинтересовать. Все, что ему кажется интересным, для старших может быть абсолютно неважным потому, что они уже прошли тот путь и с высоты своего опыта понимают все происходящее уже по-взрослому, часто забывая, что для подростка первая любовь, первая ссора с другом, первое разочарование – совершенно новые эмоции. Но самое печальное, когда именно родители дают понять подростку, что его жизнь им не интересна, потому что они его не слышат.

Как поступить, когда контакт с подростком потерян?

Нужно стать внимательным собеседником и преданным слушателем. Что для этого необходимо:

– Умение чувствовать и сочувствовать. Подростковый период насыщен чувствами и эмоциями, которые подростки могут обсудить только с теми, кто способен принимать их серьезно и по-взрослому.

– Уютная и спокойная обстановка. Если взрослый намерен разговорить ребенка, то ему просто необходимо все внимание уделить рассказу и при этом быть абсолютно свободным. Такое отношение ценится подростком, он становится более открытым и искренним в отношении родителей.

– Контроль над собой. Порой ребенок может говорить о вещах, вызывающих в старших самые разные вопросы и эмоции. Ни в коем случае нельзя его перебывать и устраивать допрос. Иногда цель рассказа подростка не получение совета, а именно поделиться произошедшим. Если ему необходимо услышать мнение взрослого и рекомендацию, он обязательно САМ спросит об этом.

– Все, что рассказывает подросток – важно. В этом возрасте все имеет большое значение, особенно именно то, о чем говорится в беседе. Поэтому не стоит убеждать детей в том, что все это ерунда, на которую не стоит обращать внимание. Этим поведение чаще всего теряются доверительные отношения.

– Физическое внимание к разговору. Родитель, которому действительно интересна беседа с ребенком, неосознанно физически подтверждает этот факт – кивает головой, следит за движениями, смотрит на лицо, проявляет эмоции, даже начинает дышать в унисон с подростком. В психологии это называется «зеркаливание» – эффективная подстройка под другого человека, чтобы наиболее точно и внимательно отнестись к беседе. Правильное применение этого приема подсказывает подростку, что его действительно слушают и слышат.

– В беседе важно не критиковать вкусы и интересы подростка. Во-первых, это показатель неуважения к человеку, во-вторых, это очень обижает детей. Строгость должна быть уместна и обоснована и совмещена с добротой и пониманием.

Такие несложные моменты позволят наладить утерянный контакт с подростком, а может и стать гораздо ближе и дружнее.