Ребенка нужно учить дружить, ведь роль общения со сверстниками более чем важна в жизни. Это легко объяснить тем, что именно с друзьями дети учатся взаимному доверию, общению на равных, уважению и всему тому, чему его никогда не смогут научить родители.
Все-таки как у детей зарождается дружба? нам всем известно, что в первый год своей жизни ребенок общается в основном с взрослыми. Однако это не означает, что его совершенно не интересуют такие же малыши, как и он сам. Ярким примером является ситуация, когда два полугодовалых ребенка лежат рядом. Сначала они ведут себя спокойно, потом у них зарождается любопытство. Дети начинают разглядывать друг друга, протягивают друг другу ручки, пытаются пощупать нового человечка.
Повзрослев (восемь или девять месяцев), дети начинают активно проявлять свой интерес и привязанность к сверстникам. Разумеется, это будет происходить только в том случае, если малыш проводит какое-то время в кругу таких же карапузов, как и он сам. Такие проявления тоже не слишком бросаются в глаза, однако, их все же можно заметить. К примеру, при появлении другого малыша ваш ребенок становится более активным, оживляется, улыбается. А когда его «друг» куда-то исчезает, начинает грустить.
Когда ребенок научится ползать, можно будет заметить, что из толпы он выбирает кого-то наиболее ему симпатичного и старается держаться вблизи, ползет к нему. Если же ребенку кто-то из группы детей не нравится, то никакими усилиями взрослые не заставят его подружиться с не понравившимся объектом.
Дружба – важный жизненный аспект
На самом деле, все более чем просто. Каждый человек – существо социальное, ориентированное на общение и жизнь в обществе, а не в одиночестве. Можно сказать, что потребность в общении – это врожденная естественная потребность, которая нуждается в удовлетворении, так же как и потребность в пище и воде.
Только в данном случае это будет «пища» для души. Помимо всего описанного выше, дружба выступает уникальным инструментом для практики взаимоотношений. Вся наша жизнь проходит в процессе общения с различными людьми. Так или иначе, но мы вступаем с ними в контакт. И чем раньше ребенок сумеет научиться общаться и проявлять такое полезное качество, как коммуникабельность, тем проще ему будет устраивать свою жизнь в дальнейшем.
Однако дружить тоже нужно уметь. Не все делают это правильно, не все такие уж бескорыстные. Задачей родителей является помочь и наставить своего ребенка на верный путь.
Что же могут сделать родители? На что им следует обратить внимание?
Можно сказать, что к моменту достижения малышом полутора лет, детская дружба может расцвести «пышным цветом». В таком возрасте дети уже могут запоминать определенные приятные моменты, которые были пережиты вместе с каким-то другим малышом. Ребёнок уже умеет демонстрировать свою привязанность, чуть позже он начинает стремиться к тому, чтобы выражать ее словами, научится сопереживать. Родителям следует поощрять подобные дружеские проявления собственных детей, ведь, чем раньше ребенок сумеет сформировать положительные отношения и впечатление о себе, тем проще ему будет, когда он подрастет. Игры со сверстниками научат ребенка не только общаться, но и сумеют развить в нем многие качества, например, доброту, сострадание, умение делиться и прочее.
Самое интересное, что дети свое проявление дружбы демонстрируют не совсем так, как это предполагается их родителями. Маленькие дети не говорят о своих симпатиях, не называют кого-то другом. Они стараются внешне скопировать поведение ребенка, к которому испытывает симпатию. Если кто-то из детей решит постучать в барабан, то ребенок, который дружит с ним, начнет делать то же самое. Но, при таком раскладе, малыши не стараются создать видимость непосредственного общения, в этом случае подражание выступает примитивной заменой слов «Ты – мой друг».
Никто не может гарантировать, что такое поведение будет хорошим. Как ни крути, но дети – это дети. Независимо от того, есть ли у ребенка чувство привязанности к своим друзьям или нет, он может отнимать у них игрушки или не желать делиться своими вещами. Никто не может запретить им выражать свои капризы или обижаться на других. К тому же эксперты в сфере детской психологии подтверждают, что подобного рода поведение является нормой. Помимо того, они полагают, что это — необходимый жизненный этап в детской дружбе. Посредством игрового опыта дети учатся правилам общения.
Если родители начнут вмешиваться, то ребенок быстрее поймет рамки такого общения. Например, указание, что нельзя бить других и отнимать игрушки. И если он хочет поиграть чужой игрушкой, то сначала нужно спросить разрешения. Необходимо учить своих детей состраданию. Например, указывать на то, что кто-то из детей плачет и говорить, что нужно пожалеть малыша. Нужно подсказывать детям оптимальные пути решения проблем и конфликтов, к примеру, заметить, что малыш может перестать плакать, если ваш сын или дочь даст возможность поиграть ребенку с его игрушками.
Момент, когда ребенок отправляется в детский сад, чаще всего становится новым этапом в развитии дружеского навыка. Малыш сможет выбрать для себя нескольких самых «лучших» друзей, с которыми он станет проводить большое количество времени.
В таком возрасте дружба у детей основана на совместных увлечениях, например, любви к одному типу игрушек (куклы, машинки, роботы). Где-то в возрасте пяти лет, игры с ровесниками занимают большую часть свободного времени ребенка. Несмотря на то, что мама и папа все еще являются центром вселенной малыша, а также человеком, мнение которого ценится больше всего.
Не забывайте о вещах, которые не стоит делать
Например, не стоит произносить таких фраз, которые будут принижать достоинство ребенка и его друзей. К примеру, фраза «Если все станут прыгать с моста, ты тоже прыгнешь?». То, что ребенок старается кого-то копировать, вовсе не означает, что у малыша нет своего мнения. Просто он хочет быть ближе к тому, кто ему симпатичен.
Давайте ребенку свободу выбора и возможность делать то, что он сам считает нужным. Со временем он начнет различать плохие и хорошие поступки. Так он определится с тем, что можно делать, а чего не следует допускать.