Благотворительный проект "ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК"

Древнеримский философ Луций Анней Сенека однажды сказал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». Прекрасным подтверждением этих мудрых слов является Благотворительный проект «Волшебный мир красок», который уже более года поражает нас удивительными результатами. О достижениях деток-участников благотворительного арт-проекта нам рассказали педагоги, которые на протяжении всего это времени погружали ребят из детских домов в мир красок.

Детский дом №4 г. Владивосток. Педагог Анастасия Вершинина.
Первое знакомство детей с «Волшебным миром красок» произошло чуть более года назад, в феврале 2015 года.
Для всех это было очень волнительно! Новые мольберты, свежие краски и совершенно неизведанный мир творчества, в который мы вместе приготовились шагнуть. Дети с огромным энтузиазмом взялись за дело!
В рамках первого занятия мы делали растяжку цветов от белого до синего и от бирюзового до белого. Важно было создать не рисунок предмета или животного, а увидеть огромное множество прекрасных оттенков, так похожих один на другой, и в то же время таких разных. На нашем первом занятии была задача подключить работу правого полушария мозга, которое отвечает за творчество, для этого нужно было совершать все действия левой рукой. Конечно, ребятам было непривычно смешивать краски без воды, держать кисть и делать мазки левой рукой, но это была первая маленькая победа.
Так начались наши первые месяцы работы с гуашью на крупноформатных планшетах без использования воды, имитируя работу с маслом и вытирая остатки краски с кистей салфетками и сукном. Дети учились смешивать краски, получать различные оттенки и ими писать работы на несложные темы.
Затем ребята учились писать объёмные работы — апельсины, яблоки, пузатые вазы. Вот тут-то и начались первые сложности — дети видели фигуры плоскими, точнее рисовали их по привычке — как в детских букварях. Учиться видеть предметы такими, какие они есть, с бликами, тенями, полутонами — было чрезвычайно сложно. По привычке рисунки выходили с мультяшными кружками, листиками и вазочками. А краска без воды то и дело засыхала на кистях, пачкала руки, одежду, давала грязные оттенки в новых тонах.
Многим детям было трудно справиться с непослушными красками, они расстраивались, что краска сохнет. Не успев смешаться, кисти никак не хотели оттираться от красок и предательски пачкали цвет. На этом этапе не всем хватило терпения и усидчивости и пара ребят, так и не дождались работы с маслом, перестав посещать занятия.
Позже мы перешли к несложным пейзажам. Рисовали морские закаты, летние бухты, маяк.
Надо сказать, что пейзажи пришлись по душе всем ребятам! Общее настроение детей поднялось, и трудности смешивания красок их уже не пугали. Детские работы в этот период стали ярче, красочней, вспомнился и пригодился опыт растяжки цвета. Море стало красочное, и от работы к работе стало появляться всё больше оттенков.
Всё это время ребята очень ждали, когда же произойдёт их знакомство с масляными красками. Каждый урок начинался с вопроса, когда они уже начнут писать маслом и лопаточками? Под лопаточками они подразумевали мастихины, которые будоражили воображение детей. Никак они не могли представить себе: как же ими рисовать целые картины. Эту загадку им очень хотелось разгадать!
И вот настал волнительный момент, когда мы перешли к масляным краскам! Новый запах, загадочные и необычные названия красок, вместо бумаги холст, как у самых настоящих художников! Радость от долгожданного момента и волнение от новизны смешались на уроке с разными оттенками масляных красок.
Ребята старались с удвоенной силой, будто у них открылось второе дыхание! Снова учились «дружить» с красками, переживали больше обычного, что не получится. Первые лотосы маслом дались нам большим трудом! Но мы преодолели страхи, неуверенность в своих силах и волнение.
Вторые работы масляными красками дети рисовали уже более расслабленно, с большей уверенностью в своих силах и, главное, с огромным интересом! Морские пейзажи снова радовали детскую душу и глаз! Переходы цвета на небесном закате, отблески солнца в морских волнах детям больше всего понравилось рисовать. В процессе ребята были намного более сосредоточенными, чем при работе с гуашью и на первых этапах занятий. Стали оценивать работу соседа не с точки зрения зависти, а находить особенно удавшиеся элементы и детали, хвалить друг друга! Раньше дети сравнивали свои творения, стараясь задеть друг друга, и высмеять работу товарища. И вдруг чужой труд обрёл ценность в собственных глазах! Ценность, объективную оценку, признание — всё это дети стали дарить друг другу, постепенно раскрываясь в процессе работы с масляными красками.
На этом этапе детей стали интересовать работы уличных и всемирно известных художников. Ребята делились историями о том, как видели художника, рисующего на улицах Владивостока, обсуждали абстрактные работы, говорили, чем им нравятся картины Черкасова и так далее.
Написание выставочных работ стало уже новым этапом уроков проекта «Волшебный мир красок».
И еще более важным было — получить положительную оценку своего творчества от гостей выставки, посторонних людей и понять свою ценность. А сколько восхищения от чужих детских работ! Ведь на выставке были представлены работы детей из нескольких учреждений участвующих в проекте «Волшебный мир красок».
После этого невероятного события в жизни детей, мы приступили к написанию зимних пейзажей.
Оказывается, очень многое изменилось. Дети с радостью стали выбирать «сложные» темы, с удовольствием обсуждали свои и чужие успехи и работы в группе занимающихся. И самое главное — абсолютно все перестали прогуливать занятия! А те, кто когда-то оторвался от группы и перестал посещать занятия, снова вернулись к нам! К каждому заданию ребята теперь подходят осознанно, долго разбирают по оттенкам и тонам с чем им предстоит работать, особенно когда выкладывают краски на палитру. Это уже большая победа, в которую каждый внес свой вклад.

Детский дом №4, г. Уссурийск. Педагог Эльвира Ходыко
Я помню, какими мы были, и вижу, какими стали. Боюсь представать, что будет дальше. Я не зря говорю о том, что «МЫ» были и «МЫ» стали. Когда мы с ребятами встретились, это был страх и интерес с обеих сторон. Я боялась неизвестности, страшно было разочаровать моих маленьких художников. По окончанию первых занятий я выходила из детского дома, пребывая в лёгком шоке, с моральной усталостью и большим восхищением. Ведь для них я — новый человек, у которого обязательно нужно всё узнать, расспросить, задать по десять вопросов, рассказать о себе. А у меня на тот момент их было двадцать человек. Но время шло, стойких становилось всё меньше и в один момент... Мои дорогие Вера, Виолетта, Витя, Вася, Тимофей и Вова. Моя фантастическая шестерка. Моя гордость!
Первое знакомство с красками прошло очень весело. Мы делали растяжки, пытались искать объём, тени, блики. Краски уходили мгновенно, ведь мы пытались «приблизиться» к маслу, а при работе с маслом не используется вода. Мы рисовали на бумаге, на руках, одежде, волосах, стенах. А это была только гуашь. Но мои живописцы требовали масленые краски и холсты.
И вот настал день раздать желанный набор красок, «этих штучек, где смешивают разбавитель» и сам разбавитель. Все составляющие мы по два раза понюхали и сели рисовать. И сначала нам было очень непросто, возникали вопросы, недопонимание. Чаще всего дети спрашивали, почему нельзя сверху перекрыть краску другим цветом, и почему она так долго сохнет. Я помню наши первые работы, выполненные маслом. Они почти не отличались от работ гуашью. Но вскоре мы начали пробовать пейзаж, и природа тронула за душу каждого ребенка. Каждый выбирал свой пейзаж, добавлял свое видение и отсекал лишнее. В тот момент детки начали приобретать собственный художественный почерк и технику. Всё чаще на занятиях обсуждались живопись, история, художники. За обсуждениями царила атмосфера гармонии и творчества, которые временами прерывались бурными обсуждениями, критикой и самокритикой.
На выставке ребята встретились со всеми участниками проекта «Волшебный мир красок». Посмотрели все работы, дали объективные оценки и обменялись опытом, отметив для себя что–то новое и интересное.
На данный момент мы с трепетом и волнением ждём выставку, к которой наши детки готовятся как никогда. Зимние пейзажи, которые мы писали, завораживают и удивляют не только окружающих, но и самих ребят. С полной ответственностью могу сказать, что за этот год ребята повзрослели, духовно обогатились и выросли творчески. Наши занятия проходят в полном понимании друг друга, с полуслова и полувзгляда. И это только начало!
Хочется сказать, что никогда не забуду, какими мы были, и всегда буду верить, что пока мы есть друг у друга, всё у нас будет получаться!

( Анастасия Вершинина, Эльвира Ходыко )